«Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков и речи детей» » ГУ "Санаторный ясли сад №145"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№145 сөйлеу тілінде күрделі бұзылыстар бар балаларға арналған арнайы бөбекжай»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Меңгеруші :
+7(727) 294-55-07
Әдіскер :
+7(727) 294-55-07
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » «Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков и речи детей»
03
наурыз
2025

«Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков и речи детей»

«Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков и речи детей»


Песок является универсальным материалом при работе с детьми. Особую  эффективность данный материал имеет в работе с детками с ограниченными возможностями здоровья. Песок – приятный и податливый материал. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, развивает мелкую моторику. Так ребенок становится творцом своего собственного мира.

Цели песочной терапии для детей:

- психическое развитие ребенка (мелкой моторики, мышления, речи, воображения); 
 - коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает);

- снятие стресса, проработка негативных эмоций (страх перед садиком, школой, агрессия словесная или физическая).

Чем могут помочь своему ребенку родители?

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. 

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. 
 Правила для родителей в игре :

Первое правило – установите доверительные отношения с ребенком.

Вторе правило – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).

Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.   


Примерные игры с песком:  

1.Играем вместе

Учите ребенка:

• трогать песок руками;

• вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;

• лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки;

• лепить заборчики из мокрого песка;

• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;

• насыпать кучки;

• зарывать предметы; (Игра "Угадай на ощупь". Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)»);

• закапывать руку;

• строить город и т.д.     


2.Рисование песком

Рисование песком снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому, так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).        
 Материал: стекло (оргстекло), лампа, ящик        
 - Проделайте в ящике окошко.          
 - Закройте его куском оргстекла.        
 - Сверху оргстекла положите лист белой бумаги (для матовости). Закрепите его изолентой.        
 - Поставьте ящик на подставки. Под ящик поместите источник света. 
 - Засыпьте в ящик песок, дождитесь темноты и можете приступать к творчеству.


3.Песчаный конус
 Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается»


4.Песочные часы
 Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие.
 Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часам определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: например, 5 минут. 


Уважаемые родители, организуя игру с песком, помните! 

При организации игры важно выбирать игровые приемы, соответствующие возможностям вашего ребенка. Попытки сразу же установить контакт или предложить ему определенные виды деятельности, не учитывая его текущий уровень коммуникации, могут привести к нежелательной ситуации непонимания.

Сначала ребенку не следует давать никаких указаний, ему предоставляется полная свобода действий. Затем взрослый активно включается в деятельность, демонстрируя ребенку выгоды сотрудничества со взрослым. Желаем радостного общения с Вашими детьми! 

С уважением, педагог-психолог Азимова Р.А. 

Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив