Конспект организованной учебной деятельности в группе предшкольной подготовке «Айгөлек» образовательная область «Коммуникация», раздел «Обучение грамоте»
Тема: Весна
Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обобщать представление о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.
Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Весна».
Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней.
Совершенствовать грамматическую сторону речи (подбор определений, образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом).
Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь, совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности,
активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе,
учить правильному поведению в природе.
Оборудование:
Картины «Времена года», предметные картинки «Деревья», «перелетные птицы», фишки.
Ход занятия
1. Логопед: Ребята, посмотрите перед вами картинки с изображением времен года (на доске 4 картинки времен года: зима, весна, лето, осень).
Определите, на какой по счету картинке изображена весна. И скажите, почему вы так думаете?
Дети: На второй картине изображена весна, Это весна, потому что тает снег, солнце светит ярко, с крыш капают сосульки, прилетели птицы, распустились подснежники.
2. Логопед: Назовите весенние месяцы
Дети: март, апрель, май.
Логопед: Каждый месяц в народе как называют?
Дети: Март – ранняя весна, апрель – большая вода, май – поздняя весна.
Логопед: Сейчас какой месяц?
Дети: Сейчас второй месяц весны – апрель, большая вода.
Логопед: Какой день недели?
3. Логопед: Молодцы, вы правильно назвали месяцы и день недели. На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим ее прикосновение. Проведение массажа лица.
Светит яркое солнце (поглаживание лица) ласкает нам лицо. Дождик еще холодный ( постукивание подушечками пальцев) по лицу.
По утрам еще иногда пощипывает морозец ( пощипывание лица).
А все – таки солнышко светит сильнее (снова поглаживание лица).
4. Логопед: А сейчас расскажем «историю веселого язычка. Проведение артикуляционной гимнастики.
Наступила весна, в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну, 3 раза в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке, слышал «д – д – д – д» стучал дятел по коре дерева. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упражнение лопата).
5. Логопед: Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На поляне окажусь. (Пока у детей закрыты глаза, вывешиваю картину, на ней изображена весенняя поляна. Или сделать макет поляны: деревья, цветы, птицы).
Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя поляна нам открылась! Какие первоцветы видите?
Дети: Подснежники, тюльпаны.
Логопед: Еще что видите?
Дети: Деревья с птицами.
6. Логопед: Ребята, хотите на прогулку в лес? Предлагаю отправиться на прогулку, но сначала отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает? (Весна)
Молодцы, вы правильно отгадали загадку.
7. Логопед: Посмотрите, на деревья, которые растут на нашей поляне. Какие это деревья, назовите?
Дети: Сосна, дуб, береза, ель, тополь.
Логопед: Внимательно, посмотрите на деревья, кто скажет строение дерева.
Дети: ствол, ветка, листья.
Логопед: Ребята, как мы должны вести себя в лесу?
Дети: Не ломать деревья, не обижать птиц, не засорять лес, не разводить огонь.
8. Логопед: Правильно, молодцы. Слышите пение птиц, каких перелетных птиц знаете, назовите.
Дети: Ласточка, соловей, грач, кукушка, скворец, иволга, дикие гуси, утки, лебедь, журавль, аист.
9. Логопед: Предлагаю сделать дыхательное упражнение «Цветочек». Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберем лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.
Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произносите «Ах!» и раскройте бутон (дети размыкают пальцы).
Упражнение повторяется 3 – 4 раза, следить за правильностью вдоха и выдоха.
10. Логопед: Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети: Слоги.
Логопед: Правильно, а слог делится на какую часть?
Дети: На звуки.
Логопед: Звуки делятся на что?
Дети: На гласные и согласные звуки.
Логопед: Каким цветом обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным цветом.
Логопед: Согласные звуки?
Дети: Синим цветом.
11. Логопед: Молодцы, сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги время года: Вес – на (2 слога, 2 хлопка), де – ре – во (3 слога), тра – ва (2 слога), лист (1 слог), под – снеж – ник (3 слога) (показываю картинки).
12. Логопед: Теперь фишками напишем слова (На столе картинки с фишками).
13. Логопед: Продолжим наше знакомство с весной. Я вам скажу зимнюю примету, а вы назовите весеннюю примету. Начнем игру: «Скажи наоборот»
Логопед: Зимой снег чистый, а весной
Дети: грязный.
Логопед: Зимой дни холодные, а весной
Дети: теплые.
Логопед: Зимой солнце тусклое, а весной
Дети: яркое.
14. Логопед: Мы сказали, что сейчас месяц – апрель. Вспомним стих: «Апрель».
Снег сошёл. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
15. Логопед: Вы все задания выполнили отлично. Теперь покажите, как вы ласково можете назвать приметы весны. Проведение игры: «Большой – маленький».
Дети: Трава – травинка, тропа – тропинка, дождь – дождинка, капля – капелька, луч – лучинка.
16. Подведение итога занятия.

