Балабақшадағы жазғы дене шынықтыру-сауықтыру жұмыстары / Физкультурно-оздоровительная работа в ДО в летний период » ГУ "Санаторный ясли сад №145"
Коммунальное государственное учреждение
«Специальный ясли-сад для детей с тяжелыми нарушениями речи № 145»
Управления образования города Алматы
Заведующий :
+7(727) 294-55-07
Методист :
+7(727) 294-55-07
Версия для
слабовидящих
» » » Балабақшадағы жазғы дене шынықтыру-сауықтыру жұмыстары / Физкультурно-оздоровительная работа в ДО в летний период
23
июнь
2022

Балабақшадағы жазғы дене шынықтыру-сауықтыру жұмыстары / Физкультурно-оздоровительная работа в ДО в летний период

Балабақшадағы жазғы дене шынықтыру-сауықтыру жұмыстары

Физкультурно-оздоровительная работа в ДО в летний период

Игры на прогулке

Лето – пожалуй, самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Наша задача – организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы они провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости даже в условиях города. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение, она помогает развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, формирует художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение. Лето вносит большие перемены в организацию воспитательно-образовательного процесса ДО. С детьми активно проводятся игры, досуги, развлекательные и оздоровительные мероприятия на свежем воздухе, а формы их организации – в основном коллективные. Деятельное участие в это время в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, концертах  безусловно обогащает детей новыми впечатлениями, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки. Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Досуг предусматривает разнообразную деятельность: художественную, эстетическую, спортивную, а музыкальное сопровождение создаёт положительный эмоциональный настрой. Педагоги каждый год в летний период стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными, практическими занятиями. Традиционными формами работы летом являются: летние праздники, игровые минутки, музыкальные часы, игры-путешествия, творческие площадки. Это  конечно же все интересно, весело, здорово, но как то уже однообразно, каждый год одно и то же, хочется чего то нового.

Цель летней оздоровительной работы в ДО: Создание оптимальных условий для летнего отдыха и оздоровления детей.

Задачи:

Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, закаливающим процедурам, проводимым на свежем воздухе.

Обеспечить максимальное пребывание детей на воздухе.

Продолжать закреплять знания детей в области гигиены, медицины.

Осуществлять комплекс закаливающих процедур, максимально используя природный фактор: солнце, воздух, вода.

Поддерживать тесную связь с родителями, привлекая их к участию в развлекательных мероприятиях, закаливающих процедурах, турпоходах.

Лето… Солнце… Воздух… Движение… Игра… Эти слова для каждого ребенка почти синонимы. Они играют ради игры, и нет ничего более естественного для каждого ребенка. Но мы- то с вами знаем, что игра – это четко организованный педагогический процесс. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами всех времен как одно из главных средств воспитания. Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие-ролевые, строительные, игры-драматизации и т. д. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство гармоничного развития личности.

Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми и самими играющими.

В русских городах и сёлах среди молодёжи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте и меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих – назначение по желанию играющих или с помощью считалок.

Но прогресс не стоит на месте и с развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

Как известно, педагогические игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Для того, чтобы достичь такого результата, необходимо систематическое использование разнообразных подвижных игр в жизни малыша. Кроме того, большое внимание следует уделять подготовке педагога к проведению и организации подвижных игр, пособиям и оборудованию.

Чаще всего подвижные игры используются в целях повышения двигательной активности детей. Для того, чтобы у детей в процессе всего пребывания на свежем воздухе сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

При организации подвижных игр на воздухе, необходимо учитывать ряд факторов, среди которых одними из главных являются возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

Все мы прекрасно знаем, что дети младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т. п. Однако их двигательный опыт еще невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны для них. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Отсюда напрашивается вывод: организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на свежем воздухе требует постоянного внимания педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей.

Больше всего на свете малыши любят бегать. Поэтому использование разнообразных перебежек на летней прогулке принесет детям не только пользу, но и огромную радость. Игра- перебежка «Лошадки» не только развивает умение бегать и ходить парами, но и воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Дети распределяются в пары по своему желанию: один – лошадка, другой – кучер и начинают перемещение с одного края площадки на другой. Затем по сигналу воспитателя дети меняются ролями.

Очень любимы детьми игры, позволяющие примерить на себя какой либо образ. Игра «Курочка – хохлатка» предполагает непосредственное участие педагога. Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок изображает кошку. Курица – мама выходит со своими цыплятами погулять, говоря при этом:

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, она говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей – мамой убегают.

В играх на свежем воздухе можно использовать не только выносной спортивный инвентарь, но и природный материал, естественные препятствия, созданные самой Матушкой – природой. Так в подвижной игре «Змейки» кегли можно заменить кочками, которых на участке немало. Старательно оббегая каждую кочку, дети не только упражняются в беге «змейкой», но и тренируют внимание. Эту же цель преследует и игра «Найди предмет». Очень просто найти среди деревьев, кустарников и зеленой травы спрятанную воспитателем куклу, кубик или ведерко. Но сколько нужно приложить усилия и внимания, чтобы заметить в этой же самой траве шишку или горстку желудей.

Большое значение для повышения двигательной активности и воспитания силы и выносливости имеют игры с прыжками. Младшие дошкольники иногда чувствуют себя мячиками и ведут соответственно. Поэтому самой популярной игрой с прыжками среди малышей является игра «Мой веселый, звонкий мяч». Дети по мгновению волшебной палочки превращаются в мячи, а воспитатель – в ребенка. Выполняя в воздухе движения, символизирующие отбивание мяча, воспитатель приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(С. Маршак)

Прочитав стихотворение, воспитатель говорит: «Сейчас догоню!». Дети перестают прыгать и убегают, а воспитатель делает вид, что ловит их.

Игра «Бабочка», так же как и предыдущая, направлена на развития умения прыгать в высоту. На конец небольшого прута или палки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Воспитатель держит прут так, чтобы бабочка не слишком быстро летала над головами детей. Малыши подпрыгивают, стараясь дотянуться до нее.

Игры с прыжками в длину имеют однообразное содержание. Чтобы дети не потеряли к ним интерес, очень важно использовать природный материал. Игру «Из обруча в обруч» можно превратить в игру «На лесной полянке», когда связанные в форме круга тонкие прутики заменяют обручи.

Игра «Обезьянки» особенно привлекательна для малышей не только возможностью лазать по гимнастической стенке, но и вкусным трофеем, добытым в игре. В качестве трофеев можно использовать яблоки или даже конфеты, привязанные за ниточку к самому верху гимнастической стенке. Дети должны взбираться на дерево – гимнастическую стенку, как обезьянки, которые срывают фрукты с деревьев. Дети играют в паре. Когда они научаться уверенно взбираться на стенку и спускаться с нее, можно усложнить задание, предложив им перебираться с пролета на пролет, как будто с дерева на дерево.

Каждому из нас известно, что подвижная игра очень мобильный метод воспитания. Взяв с собой на прогулку всего лишь несколько обручей, обычные перебежки можно превратить в несколько сюжетных игр. Так, например, игра «Такси» учить детей не просто бегать парами, а приучает соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре. Дети становятся внутрь большого обруча, держат его в опущенных руках. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или в специально обозначенном месте. Через некоторое время меняются ролями. Одновременно играет несколько пар детей. В усложненном варианте воспитатель предлагает детям двигаться в разных направлениях, делать остановки и менять пассажиров. В игре «Зайцы и волк» вместо кустов, которых может не оказаться на участке детского сада, используются обручи. Они будут выполнять роль домиков, в которых можно прятаться зайкам от волка.

Дети 5 - 6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми и ловкими, они лучше ориентируются в пространстве в пространстве и увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации игр на воздухе. Дети должны научиться соблюдать правила игры, играть честно и не обманывать, не наталкиваться во время бега на других детей и еще очень многому, что позволит детям играть дружно, а педагогу – экономить время на организации и увеличить продолжительность игр. Чтобы у детей не возникали споры по поводу того, кому водить, кто будет ловишкой,  нужно научить их простым народным считалкам, при помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего. Дети быстро запоминают считалки и могут пользоваться ими самостоятельно.

С детьми этого возраста могут проводиться описанные выше игры, однако их привлекают более сложные двигательные задачи. Смысл игры «Перенеси предметы» заключается в том, что дети должны перенести предметы из одного обруча в другой. Эта игра носит характер эстафеты, что является новым, а значит самым интересным для детей старшего дошкольного возраста. К любимым играм детей этого возраста относятся «Ловишки». Вариантов этой игры превеликое множество. И все они часто используются в самостоятельно организованных играх. «Ловишка с ленточкой», «Ловишка с мячом», «Ловишка с приседанием», «Ловишка в кругу» - все эти игры предполагают наличие большого пространства и свежего воздуха, так как после интенсивного бега необходимо проведение дыхательной гимнастики. А ее проведение на свежем воздухе играет неоценимую роль в оздоровлении детского организма.

Игры – эстафеты с преодолениями препятствий широко используются при проведении спортивных праздников и развлечений. Сюда включаются эстафеты с мячом, обручем, скалкой, и различными природными материалами. В полосу препятствий можно включать гимнастическую стенку. Игра «Мы пожарные» включает в себя преодоление ямы с песком, подлезание под натянутой веревкой, перепрыгивание через скакалку, лазанье на гимнастическую стенку. Проведение такой игры на свежем воздухе в быстром темпе и в приподнятом настроении оказывает огромное влияние на развитие физических и личностных качеств детей.

С детьми этого возраста можно включать в прогулку элементы спортивных игр и их упрощенный вариант. К таким играм можно отнести «Футбол», «Хоккей на траве», «Баскетбол». Прелюдиями к этим играм являются игровые упражнения, позволяющие детям освоить основные движения, необходимые при игре.

Подвижные и спортивные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Подчинение правилам игры воспитывает у детей внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр и их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с правилами и указаниями.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может и должен осуществлять при помощи подвижных игр на свежем воздухе.


Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив